У.К.Джадж
СНЫ
Три плана человеческой жизни
ДЖАГРАТА, СВАПНА, СУШУПТИ:
БОДРСТВОВАНИЕ, СНОВИДЕНИЕ, СОН БЕЗ СНОВИДЕНИЙ.
Брошюра No.11

Я говорю об обычных людях. Адепт, Учитель, Йог, Махатма, Будда, каждый живет в более, чем в трех состояниях во время воплощения в этом мире, и они полностью осознают их все, в то время как простой человек сознает только первое состояние - бодрствующую жизнь, в том смысле как теперь понимается слово сознающий.
Каждому серьезному теософу следует знать важность этих трех состояний, и особенно, как важно то, что нужно не потерять в Свапна память опыта в Сушупти, и в Джаграте - память опыта Свапны, и наоборот.
Джаграта, наше бодрствующее состояние, - это то, в чем мы должны перерождаться возрождаться, улучшаться, духовно перерождаться, преобразовываться; где мы должны прийти к полному осознанию Себя внутри (своей внутренней сущности - прим.пер.) ибо в нем (в Джаграте - прим.пер.) никакого другого пути к спасению нет. Когда человек умирает, он идет либо в Высочайшее Состояние, из которого не возможен возврат против его воли, либо в другие состояния - небо, ад, авитхи, девачан, и т.п. - из которых возвращение к инкарнации неизбежно. Но он не может войти в Высшее Состояние, если он не совершенствовал и не перерождал себя; если чудесные и сияющие высоты, на которых стоят Учителя, не достигнуты, пока он находится в теле. Это завершение достижение, осуществление, так преданно желаемое, не может быть достигнуто обеспечено , если на каком-то периоде в эволюции существо не предпринимает шаги, которые ведут к конечному достижению. Эти шаги могут и должны быть сделаны. В самом первом шаге содержится возможность последнего, ибо причины однажды приведенные в движение вечно производят свои естественные следствия.
Среди этих шагов - ознакомление и понимание трех состояний, о которых говорилось в начале.
Джаграта действует на Свапну, производя сны и внушения, и либо мешает указаниям, идущим из более высокого состояния, либо помогает человеку во время бодрствования через спокойствие и концентрацию , которая имеет тенденцию уменьшать искажения ментального опыта жизни во сне. Свапна снова в свою очередь действует на бодрствующее состояние (Джаграту - прим.пер.) хорошими или плохими внушениями, сделанными человеку во снах. Весь опыт и все религии полны доказательствами этому. В мифическом Саду Эдема лукавый хитрый, коварный змей до конца шептал на ухо спящему смертному , чтобы, когда он проснется, он нарушил указ. В Джобе (?) сказано, что Бог наставляет человека во время сна, в сновидениях и в видениях ночи. И обычная интроспективная и сновиденческая жизнь самых простых людей не нуждается в доказательстве. Мне известно много случаев, когда человек был ведом склоняем к совершению действий, против которых восставала его лучшая природа, и внушение для этого действия, приходило к нему во сне. Это было из-за того, что порочное состояние его мыслей при бодрствовании заразило его сны, и раскрыло его навстречу злым влияниям воздействиям. Естественным действием и противодействием он отравил и Джаграту и Свапну.
И поэтому нашей обязанностью является очищение и содержание в ясности этих двух планов.
Третье состояние общее для всех - это Сушупти, которое переводится как "сон без сновидений". Однако, этот перевод неадекватен, ибо в то время как это есть сон без сновидений, он также является и состоянием, в котором даже преступники общаются через высшую природу с духовными существами и вступают в духовный план. Это великий духовный резервуар, посредством которого сдерживается огромный импульс к злому житию. И из-за того, что это непроизвольно невольно происходит с ними, то это постоянно имеет целительный благотворительный, полезный эффект (целительно по своему действию - прим.пер.).
Для того, чтобы понять предмет лучше, хорошо немного рассмотреть в деталях то, что происходит, когда кто-то засыпает, видит сны и затем входит в Сушупти. Когда его внешние чувства притупляются, то мозг начинает подбрасывать образы, репродукции действий и мыслей при бодрствовании, и вскоре человек засыпает. Затем он вступает в план опыта, котрый настолько реален, насколько и тот, который только что был покинут, только он другого рода. Мы можем грубо отделить его от бодрствующей жизни воображаемой перегородкой, с одной стороны, и от Сушупти другой перегородкой, с другой стороны. В этой области он блуждает до тех пор пока не начнет восходить сверх за, вне ее в более высокую область. Нет раздражений, идущих от мозговой деятельности и человек является участником "банкета Богов" в той степени, до которой ему позволяет его природа. Но он должен возвратиться в бодрствующее состояние, и он не может вернуться туда никакой другой дорогой, кроме той, которой он пришел, ибо, если Сушупти простирается в любом направлении и Свапна под ней также в любом направлении, то нет никакой возможности выйти сразу из Сушупти в Джаграту. И это верно, хотя по возвращении никакой памяти о каком-либо сне не остается.
Теперь обычный несконцентрированный человек, по причине желания фокуса, обязанного из-за многочисленным и спутанным мыслям, привел свое поле или состояние Свапны в беспорядок путаницу, и при переходе через него, полезный и возвышающий опыт Сушупти становится перемешанным и искаженным, не приносящим ему пользы как бодрствующему человеку, иметь которую является его правом также как и его обязанностью (?). Здесь снова виден длительный эффект длительное влияние от образа действий поведения и мыслей во время бодрствования - либо пагубный, либо противоположный
Так, кажется тогда, что то, что он должен постараться достигнуть совершить, выполнить - это такое очищение и оживление состояния Свапны, которое даст устранение путаницы и искажения, существующего там, чтобы по возвращении в бодрствующую жизнь он смог сохранить удержать более широкую и яркую память о том, что произошло в Сушупти. Это достигается путем повышения концентрации на высоких мыслях, на благородных целях, на всем том, что есть самое лучшее и самое духовное в нем во время бодрствования. Наилучший результат не может быть достигнут через неделю или год и возможно даже за одну жизнь, но однажды начатое, оно будет вести к совершенствованию духовного развития в нескольких воплощениях в будущем.
Таким путем во время бодрствования в человеке устанавливается центр притяжения , и к нему текут все его энергии, так что мы можем представить себе это как фокус в бодрствующем человеке. К этому основному пункту фокусу - при рассмотрении его с того плана - сходятся лучи из всего бодрствующего человека к Свапне, вводя его в состояние сна с большей ясностью. По реакции это создает другой фокус в Свапне, через который человек может войти появиться в Сушупти в собранном сосредоточенном состоянии. Возвращаясь, он идет посредством этих пунктов через Свапну, и там, путаница при этом уменьшается, он входит в свое обычное бодрствующее состояние как владелец, по крайней мере хоть до какой-то степени, выгод пользы и знаний Сушупти. Разница между несконцентрированным человеком и тем, кто является таковым, состоит в том, что первый проходит из одного состояния в другое через воображаемые перегородки, обозначенные выше, как песок проходит сквозь сито, в то время как сконценрированный человек проходит от одного до другого сотояния как вода сквозь трубку или лучи солнца через линзу. В первом случае каждый поток песка - это разный опыт, разный набор спутанных и беспорядочных мыслей, тогда как собранный человек уходит и возвращается как собственник правильного истинного и ясного опыта.
Вовсе не предназначалось, чтобы эти мысли были исчерпывающими, но покуда они идут, верится, что они правильны. Это предмет огромного размаха, так же как и громадной важности, и теософы побуждены очищать, возвышать и концентрировать мысли и действия их бодрствующих часов с тем, чтобы они ночь за ночью и день за днем, постоянно и бесцельно не уходили и не возвращались из этих естественных и мудро назначенных состояний, не будучи (не сделавшись - прим.пер.) мудрее, не способнее лучше помочь своим сотоварищам людям. Ибо этим путем, как по маленькой паутинке, мы можем достичь свободного пространства духовной жизни.